Педагогическое эссе
Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?
«Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем»
Конфуций
«Человек начинается с детства»… Эта истина давно всем знакома, но не стала от этого менее значимой. Я убеждена в этом! И эта убежденность заставляет меня много работать над воспитанием моих учеников, над формированием их характера, создавая ситуации, позволяющие им проявлять лучшие человеческие качества. Быть учителем одновременно и трудно, и радостно, а ещё очень ответственно. Ведь даже глиняный сосуд слепить,
и то - искусство, а тут – живые трепетные души, самое главное сокровище на Земле…, наше будущее…
Я уверена, что работая на будущее, оглядываться на прошлое надо обязательно! Хотя бы потому, что все мы оттуда родом – мы родом из детства… Мы должны помнить, что чувствовали тогда, как воспринимали мир, учителей, себя. Чтобы лучше понимать детей сегодняшних. А что изменилось? Современные дети окружены множеством разнообразной бытовой техники, с которой легко справляются, они на «ты» с компьютером, электронными играми и игрушками. В подобных достижениях цивилизации свои минусы и плюсы. Но нынешние младшие школьники так же открыты, наивны и ранимы, они по-прежнему верят нам, взрослым, им так же хочется быть хорошими и так же «хочется гулять»!
Оглядываться надо. Чтобы не разучиться размышлять и не остановиться в развитии. Ведь там люди, которые послужили нам ориентиром в выборе профессии, наши любимые учителя. Чем очаровали они нас? Чем отличились от других? Как подобрали ключик к нашему сердцу? Разве не надо нам это сейчас? Разве не вызываем мы их образ в памяти в трудные минуты...
Не стали другими и родители наших учеников. Они по-прежнему заняты работой и делами. А когда не делами – гаджетами и виртуальным общением. В семьях появились няньки, гувернантки и репетиторы, на которых родители переложили большую часть своих забот, отказавшись от… радости?...тяжести? (для кого как!) общения с маленьким человеком, его забот, его тайн… И значит нельзя учителю не видеть проблем маленького человека от недостатка общения с добрыми мудрыми взрослыми, нельзя не восполнять этот недостаток. Значит, как и раньше, не забываем воспитывать и родителей наших учеников!
А что изменилось? - после прошлого?... И когда оно становится прошлым? Научить читать, писать, считать, развить и воспитать – главные задачи начальной школы, какие бы «вагоны» к этому не прицепляли, какие бы времена не наступали, какими бы скорыми темпами не развивались наука и техника! Методики обучения письму, чтению, счёту – это прошлое? Педагоги наши великие, учившие принимать и понимать детей, слушать и слышать, относиться с любовью к делу, постоянно совершенствоваться – они прошлое?… Но ведь без прошлого нет будущего! И где они – новые имена выдающихся педагогов? Большое видится на расстоянии!? Чтобы стать прошлым…
Держать руку на пульсе современности, безусловно, необходимо! Видеть перемены (а они возникают с нарастающей скоростью!), реагировать
на них – идти в ногу! Обязательно в ногу с современными технологиями!!! Глупо не использовать достижения науки и техники. Новые стандарты – в помощь! Техника пришла в классы, используется на все 100 процентов, но не заменит она никогда живое общение. И что она без него – понимающего, объясняющего, поощряющего, мудро-дозирующего время, проведенное с этой техникой, педагога?… Проектно – исследовательская деятельность для меня и моих учеников, кроме обучающей и развивающей пользы - повод лучше узнать друг друга, подискутировать, пообщаться, пошутить, почувствовать тепло и участие, испытать радость открытий и пережить успех и признание…!
Мне не сложно работать по новым стандартам, пройдя систему развивающего обучения Л.В.Занкова (2 набора учащихся), обучение по учебнику математики Л.Г.Петерсон (3 круга). Деятельностный подход не нов, хорошо понятен и принят к использованию. Приятно видеть, как неумелые первоклашки за несколько месяцев меняются – как послушным и знающим, что говорить и какими словами, становится их язычок…как активны и смелы становятся они в своих действиях и суждениях…как радуются и не очень верят ещё: от: «Я…Читаю сам…???!» до «Мы победители конкурса проектов!!!» То ли ещё будет?!...
Дети не признают авторитетов. Будь ты хоть сто раз «заслуженной» - для них ты тот, кого они видят в каждый конкретный момент их общения с тобой. Каждый урок приходится снова и снова доказывать своё мастерство, свою искренность, свою любовь к ним. Они не прощают лживости и притворства. В их глазах ты видишь свою оценку – самую объективную, самую настоящую. Их глаза – это или лучшая награда тебе, или немой укор, рождающий чувство вины. «Прости, малыш, я действительно сегодня не на высоте, я не учла…, не смогла предвидеть…, не нашла нужных слов… Но завтра новый день, я смогу!.. Твои глаза стоят бессонных ночей, долгих размышлений, стараний»… В профессии для меня главная заповедь: разумное – доброе - вечное сеять на почве любви к детям и научить их любить и понимать себя, своих близких и весь мир. Завтра – новый день. Сегодняшнее настоящее станет прошлым. Пусть всё лучшее из прошлого идёт в будущее! Пусть каждый ребёнок будет счастлив в настоящем!
Я люблю свою профессию! Поняла это ещё отчётливее, когда этим летом получила настоятельное предложение сменить её. Сентябрь этого учебного года открыл мне другое видение класса, детей, школьного коллектива, бесконечных конспектов и планов… И то, что я вижу, мне очень нравится - не смотря ни на что и вопреки всему!.
У меня в сентябре Новый год,
И лишь сорок минут мой час.
У меня на работу – звонок,
Моё место рабочее – класс.
Говорю я весь день напролёт,
То я - строгий судья, то я - шут…
У меня 35 недель год,
Переменка - лишь 10 минут…
У меня очень много детей
(хоть сама родила двоих),
И для них – миллион идей,
Ведь детей не бывает чужих!
Много лет я дружу с букварём
И твержу: «пятью пять - двадцать пять»!
И мечтаю не стать «сухарём»,
Современных детей понимать!
У меня разноцветье глаз,
У меня лопоухость ушей,
И ко мне слово «мама» не раз
Донеслось от чужих малышей.
В моей жизни полно перемен-
Через каждые 10 минут…
Ничего не хочу взамен –
Мне здесь верят, меня здесь ждут!
Я умею читать по глазам,
Как и все – то грущу, то смеюсь…
Свою жизнь не хочу менять.
Я – Учитель! И этим горжусь!
Метапредметность… компетентность… интерактивность.. Мы выучили эти термины и поняли, применяем как понимаем и искренне надеемся не навредить! Дети – наше будущее. Пусть для всех нас оно будет могущественным, здоровым, стабильно радостным, …. И обязательно мирным!
С надеждой и верой во всё это - Татьяна Владимировна Герасимова
|