ПРИЁМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
«Мозговой штурм» (работа в группах)
Шаг 1. Разделите детей на группы по 5-7 человек.
Шаг 2. Четко определите проблему или тему для «мозгового штурма».
Шаг 4. Выберите главного (спикера группы), который ведет обсуждение и стимулирует появление новых идей. Он должен стимулировать не качество, а количество идей.
Шаг 5. Дайте детям время на размышление, чтобы увеличить появление новых идей.
Шаг 6. Придерживайтесь правил «мозгового штурма»
- Никакой критики.
- Заимствование других идей – нормальное явление.
- Желательно большое количество идей.
- Оценка приходит позже.
Шаг 7. Делитесь идеями циклически, когда отдельные участники или группы рассказывают об одной идее по очереди и идеи не повторяются.
Примерные темы: 1. Как использовать предмет по-другому? (стакан, лопнувший шарик, сломанный стул…)
2.Ученик плохо учится. Как помочь?
«Углы»
Шаг 1. на больших листах бумаги напишите различные точки зрения на тему урока и пронумеруйте
Шаг 2. Объявите, какая точка зрения в каком углу размещена.
Шаг 3. Предложите детям присоединиться к какому-нибудь углу.
Шаг 4. Среди участников того же угла найдите себе пару и обговорите между собой причины выбора.
Шаг 5. Вместе со своим партнером объединитесь с другой парой из того же угла, что и вы, и перескажите причины выбора вашего партнера.
Шаг 6. Выберите в каждом углу спикера, который расскажет всей аудитории причины, названные в его углу.
Например: начиная изучать времена года, ученикам предлагается выбрать любимое время года и назвать две причины, почему именно это время года является у них любимым.
Метод «ПРЕСС» (ученики учатся дискутировать, аргументировать свои мысли)
Шаг 1. Раздать ученикам материалы, в которых обозначены четыре этапа метода «ПРЕСС»:
- Позиция: «Я считаю, что…»;
- Обоснование: «…потому, что…»;
- Пример: «…например…»;
- Выводы: «Поэтому я считаю…».
Шаг 2. Объяснить ученикам каждый этап метода «ПРЕСС»:
-
- Дети высказывают мысль, объясняют, в чем состоит их точка зрения.
- Объясняют причины появления такой мысли, то есть на чем основываются доказательства.
- Приводят примеры, дополнительные аргументы в поддержку своей позиции, называют факты, которые демонстрируют их доказательства.
- Обобщают свои мысли
Займи позицию (полезна для работы с дискуссионными вопросами и проблемами)
Шаг 1. Предложите ученикам дискуссионный вопрос и попросите их определить собственную позицию по поводу этого вопроса.
Шаг 2. Напишите три плаката: За. Против. Не знаю. Озвучьте проблемный вопрос. Например: Необходимо запретить охоту на зверей.
Шаг 3. Дети становятся возле выбранного ими плаката.
Шаг 4. Учитель выбирает нескольких учеников и просит их обосновать свою точку зрения или предлагает всем, кто разделяет
её, обговорить и выработать совместные аргументы в ее защиту, использовав метод «ПРЕСС».
Шаг 5. После изложения разных точек зрения учитель спрашивает, не изменил ли кто свою точку зрения и не хочет ли перейти к другому плакату.
“Да-нетка”
Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
- умение связывать разрозненные факты в единую картину;
- умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
- умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
- Это планета земной группы? - нет;
- Это планета – гигант? – да;
- Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
- Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Приём “Жокей и лошадь”
Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Пример. На уроке окружающего мира в 3 классе при изучении темы "Промышленность" одной команде ("Жокеям") даются карточки с названием отраслей промышленности, другой - карточки с названием того, что выпускается этими отраслями.
Приём "Облака мыслей"
Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш.А.Амонашвили. Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.
Приём "Чего больше?"
Описание: ведущий (педагог, ученик, родитель) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.).
Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?
Приём "Увеличение - уменьшение"
Описание: Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.
Пример. Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?
- Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.
- Хотела бы уменьшить домашние задания.
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
Приём "Снежный ком»"
Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.
Приём «Хорошо-плохо»
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4
Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
Пример1.
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
Пример 2.
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
и т.д.
Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.
У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.
Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.
Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.
У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.
Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. Д
Приём "Встреча с героем"
Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.
Пример. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?
Приём "Шкатулка"
Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.
Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
Вариант 1
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4
Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
Пример1.
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
Пример 2.
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
и т.д.
Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.
У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.
Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.
Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.
У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.
Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. Д
Приём "Встреча с героем"
Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.
Пример. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?
Приём "Шкатулка"
Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.
Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
|